Денежный поток

Риск и прибыль 

Инвестиции характеризуются, среди прочего, двумя взаимосвязанным параметрами: риском и прибыльностью (доходностью).

Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность. Для описания соотношения между риском и прибылью часто используется модель CAPM.

  Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Величина общего, интегрального риска складывается из семи видов риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального, экологического.При этом среднерыночный риск принимается за единицу, а реальные показатели регионов могут отклоняться.

Прибыль и управление риском

С начала 20-х годов понятие «прибыль» в представлении теоретиков и практиков прочно ассоциируется с понятием «риск» и «неопределенность». Заслуга в этом принадлежит американцу Ф.Найту, опубликовавшему в 1921 г. в Нью-Йорке свою работу «Риск, неопределенность и прибыль» {F. Knight. Risk, Uncertainty and Profit. N.Y., 1921).

Ф.Найт проводит различие между риском, величину которого можно рассчитать методами теории вероятности, и неопределенностью, величина которой в принципе не поддается расчету. В соответствии с концепцией Ф.Найта именно неопределенность является источником возникновения чистой прибыли или убытка.

Прибыли и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными и полученными затратами и доходами. Причем эта разница является прямым следствием воздействия на процесс воспроизводства неуправляемой неопределенности.

Большим достоинством концепции Ф.Найта является описание неконтролируемых факторов возникновения прибыли. Однако с ним трудно согласиться в том отношении, что вся прибыль есть результат воздействия абсолютно неизмеряемой неопределенности.

В известной мере концепция Ф.Найта вредна, поскольку порождает пассивность и непредусмотрительность предпринимателей: ведь если в основе прибыли находится некое неопределенное событие, спрогнозировать которое невозможно, всякая попытка предвидения будущего обречена на провал. В конечном итоге использование такой концепции приводит к парадоксу: получается, что попытки предпринимателя использовать инициативу в целях снижения неопределенности и одновременного расширения области управляемого риска должны привести лишь к снижению его шансов на получение высокой прибыли,

Не следует, однако, пренебрегать установленной Ф.Найтом корреляцией между прибылью и неконтролируемым событием. Важность ее подтверждается наличием такого феномена, как «неожиданная прибыль». Следует также иметь в виду, что современная теория оценки неопределенности прибыли включает методические приемы, учитывающие способность активно воздействовать на будущее, умение управлять риском.

Рассмотрим достаточно схематичный пример дифференциального подхода к учету неопределенности.

Компания по производству лифтов должна принять решение об объеме выпуска продукции на следующий год. При этом предполагается, что цены фиксированы. Объем выпуска продукции должен строго соответствовать величине продаж. Любая ошибка в этой области приведет к снижению прибыли: в случае превышения выпуска над реализацией, фирма произведет лишние неокупаемые затраты {связанные с хранением и т.п.); в обратном случае прибыль будет недополучена («упущена»}.

Задача определения оптимального объема производства на будущий год поручена трем высшим руководителям компании. Предварительно им поступает статистика производства и продаж за последнее десятилетне, а также оценка потенциальных продаж за тот же период (последнее рассчитывается на основе информации о невыполненных заказах).

Первый руководитель констатирует, что статистические данные свидетельствуют одновременно и об избыточном, и о недостаточном объеме производства, В то же время изменения потенциальных продаж, по его мнению, не отражают никакой определенной тенденции. В конечном итоге он предлагает сохранить на будущий год средний объем производства, рассчитанный как среднеарифметическое потенциальных ежегодных продаж за десятилетие.

Чтобы оценить, насколько обоснованно это решение, можно скалькулировать величину дополнительных издержек, которые обусловлены допущенными в среднем погрешностями. При этом объем потенциально реализуемой продукции рассматривается как случайная величина. Тогда и дополнительные издержки приобретают вид случайной переменной.

В целом очевидно, что предложение первого руководителя влечет в среднем дополнительные издержки, вытекающие из ошибочного прогнозирования. Величина дополнительных издержек пропорциональна отклонению от среднего объема потенциальных продаж.

Второй руководитель считает, что, несмотря на имеющиеся отклонения, объем потенциального производства за истекшее десятилетие характеризуется общей тенденцией к росту. Он предлагает описать эту зависимость линейным уравнением во времени.

Третий руководитель не ограничивается имеющимися данными. Ему удается установить, что продажи лифтов зависят не столько от фактора времени, сколько от ввода в строй многоэтажных домов а том или ином году.

Если в качестве критерия выбора решения принимается величина средних издержек, обусловленных ошибкой в прогнозировании, последний из предложенных вариантов является оптимальным. Следует уточнить количество многоэтажных домов, которые планируются к сдаче в этом году, включить его как величину х в приведенное уравнение и получить из него величину у , которая и определит искомый объем производства лифтов.

Компания, опирающаяся на более точный прогноз, должна получить и более высокие прибыли. Различия в прибылях в пользу фирмы, использующей третий метод прогнозирования, порождены лучшим управлением риском. Оно основано на выявлении и определении значений факторов, существенно влияющих на прогнозируемую величину продаж. Оценив выгоду, получаемую от применения прогрессивного метода прогноза, компания может исчислить величину заработной платы, которую есть смысл предложить хорошему прогнозисту.

 

ФАКТОР РИСКА.ДЕНЬГИ. Как не стать жертвой махинаторов, во что влаживать деньги что б не потерять сбережения.
Пример A

Дальше>>>

Пример A

<<<Назад<<<

Пример A

<<<НА ГЛАВНУЮ>>>

Яндекс.Метрика
Создать бесплатный сайт с uCoz