Денежный поток

 Накопление денежного капитала

Накопление денежного капитала играет огромную роль в рыночной экономике.

  Процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создается или произведится, его необходимо распределить на часть которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно обождается. Как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

 С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) — это часть финансового рынка
(наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты — ценные бумаги.

Ценные бумаги — это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предостав-нением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного похода.
Капитал, вложенный в ценные бумаги, называется фондовым (фиктивным). Ценные бумаги — это особый товар, который обращается на рынке, и отражает имущественные отношения. Ценные бумаги можно покупать, продавать, переуступать, закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но и отличие от денег они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента.

Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг

Цель рынка ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Задачами рынка ценных бумаг являются:

- мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

- формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

- развитие вторичного рынка;

- активизация маркетинговых исследований;

- трансформация отношений собственности;

- совершенствование рыночного механизма и системы управления;

- обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

- уменьшение инвестиционного риска;

- формирование портфельных стратегий;

- развитие ценообразования;

- прогнозирование перспективных направлений развития.

К основным функциям рынка ценных бумаг относятся:

Учетная функция проявляется в обязательном учете в специальных списках
(реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др.

Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением норм законодательства участниками рынка.

Функция сбалансирования спроса и предложения означает обеспечение равновесия спроса и предложения на финансовом рынке путем проведения операций с ценными бумагами.

Стимулирующая функция заключается в мотивации юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Например, путем предоставления права на участие в управлении предприятием (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).

Перераспределительная функция состоит в перераспределении (посредством обращения ценных бумаг) денежных средств (капиталов) между предприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. При финансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализации осуществляется перераспределение свободных финансовых ресурсов предприятий и населения в пользу государства.

Регулирующая функция означает регулирование (посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем.

Рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет важную роль. К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.

Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.

Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг — это место, где происходит первичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Целью первичного рынка является организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение. К задачам первичного рынка ценных бумаг относятся:

1) привлечение временно свободных ресурсов;

2) активизация финансового рынка;

3) снижение темпов инфляции.

Первичный рынок выполняет следующие функции:

- организация выпуска ценных бумаг;

- размещение ценных бумаг;

- учет ценных бумаг;

- поддержание баланса спроса и предложения

- определение рыночной стоимости ценных бумаг;

Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.

Можно выделить следующие основные задачи инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг:

1) регулирование инвестиционных потоков. Через рынок ценных бумаг в последнее время в основном осуществляется перелив капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений;

2) обеспечение массового характера инвестиционного процесса.
Юридические и физические лица, имеющие необходимые денежные средства, могут свободно приобретать ценные бумаги;

3) отражение происходящих и прогнозируемых изменений в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества через изменение фондовых индексов;

4) определение направлений инвестиционной политики предприятий путем моделирования различных вариантов вложений в ценные бумаги; .

5) формирование отраслевой и региональной структуры народного хозяйства путем регулирования инвестиционных потоков. Приобретая ценные бумаги определенных предприятий, размещенных на конкретных территориях, инвестор вкладывает деньги в их развитие. Предприятия, ценные бумаги которых не пользуются спросом, не имеют возможности привлечь необходимые инвестиции;

6) реализация государственной структурной политики. Приобретая акции особо важных предприятий, финансируя их развитие, государство поддерживает общественно значимые, приоритетные отрасли;

7) осуществление государственной инвестиционной политики. Посредством рынка государственных ценных бумаг государство воздействует на объем денежной массы, поддерживает баланс государственного бюджета или регулирует размер его дефицита,

Накопление денежного капитала как основа формирования фиктивного капитала

Накопление денежного капитала играет важную роль в экономике.
Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. Когда денежный капитал создан и еще находится в сфере производства, он представляет как бы чистый денежный капитал. Его передача в виде ссуды в другие сферы хозяйства означает принятие им иной оболочки — ссудного капитала.

После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой свободные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Денежный капитал и фиктивный капитал: теоретические аспекты сходства и различия

Ссудный капитал представляет собой денежный капитал, отдаваемый собственником- в ссуду фукционирующим предприятиям и приносящий процент, т.е. непосредственно ссудным капиталом следует считать особую категорию денежного капитала, выделившуюся как капитал-собственность.

Условия для образования ссудного капитала возникают также тогда, когда на свободные денежные средства, которые не принадлежат банку, а только находятся у него на хранении, получен процент от вложения их в хозяйство.
Именно сумма этого процента является собственностью. Накопление этого процента обусловливает дополнительное выделение ссудного капитала как капитала собственности.

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно , становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги. В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки , приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг (так, в США в конце 80-х годов коммерческие банки были держателями рыночных ценных бумаг федерального правительства на сумму примерно 200 млрд. долл., что составляет около 10% общего объёма выпущенных в обращение бумаг). Ещё более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит значительно большое количество государственных ценных бумаг, нежели аккумулируемое ими как держателями.

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные
- в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом. Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно финансировать и за счет кредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков. Однако, как показала мировая практика, кредиты на эти цели используются редко, поскольку требуют от государства больших затрат на оплату высоких процентов, превышающих расходы на эмиссию ценных бумаг. Кроме того, сами банки заинтересованы выдавать краткосрочные кредиты под более высокие проценты. Эмиссия денег для покрытия затрат государственного бюджета также нежелательна, поскольку это приводит к расстройву денежного обращения и инфляции. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансирования расходов государственного бюджета является выпуск госудирственных ценных бумаг. Традиционно с их помощью решаются следующие задачи:

Погашение текущего дефицита бюджета. Такая необходимое возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами:, поступления в бюджет обычно приходится на определенные даты, а расходы распределяются более ранномерно.

Погашение ранее размешенных займов. Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг для данной цели возникает и при бездефицитном государственном бюджете.

Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет
(устранение кассовой несбалансированности бюджета).

Обеспечение коммерческих банков и других кредитнофинансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели использовались краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента.

Финансирование собственных программ местных органов и капиталоемких проектов, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства. Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обязательства. Нерыночные государственные долговые обязательства предназначены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти ценные бумаги являются особенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг.

Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется с помощью посредников. Среди последних главенствующее положение занимают центральные банки, которые не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома.

Курс государственных ценных бумаг, как и курс частных акций и облигаций, подвержен постоянным колебаниям под влиянием изменения ссудного процента и колебаниям спроса и предложения на эти бумаги. Так, во время затруднений на денежном рынке эти ценные бумаги падают в цене потому, что их массами выбрасывают на рынок с целью реализовать в деньгах.

В послевоенные годы обнаружилась явная тенденция к падению рыночных курсов государственных бумаг. Особенно значительное их падение произошло в период последних циклических кризисов в 1969—1970 гг. и в 1973—1975 гг., а также в начале 80-х гг. В целом за эти отрезки времени курс государственных облигаций в США понизился на 45%.

Возрастание государственного долга потребовало от правительства промышленно развитых стран проведения специальных мероприятий, направленных на поддержание курса государственных ценных бумаг и осуществляемых министерствами финансов и центральными банками. В целях постоянного финансирования государства центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые институты скупали правительственные обязательства и тем самым поддерживали относительную стабильность их курса.

Огромные размеры государственного долга наложили отпечаток на функционирование частной кредитной системы. В послевоенные годы изменился характер депозитов коммерческих банков и чекового обращения. В результате покупки государственных ценных бумаг часть депозитов становится фиктивной, денежная масса отрывается от потребностей производства, а большая часть вновь выпущенных банкнот связана, как правило, с покупкой и продажей ценных бумаг. При этом надо учитывать, что значительная часть государственного долга, представленная краткосрочными векселями, превращается в депозиты или наличные деньги и способствует развитию инфляции. Это явилось одним из важных факторов раскручивания инфляционной спирали в США и Западной Европе в 70-е и начале 80-х гг., когда отмечался наиболее высокий темп инфляции. В
США он достигал в годовом исчислении 12—13%, а в Западной Европе доходил до
20% и более. Таким образом, повышение темпов инфляции в значительной степени вызвано непрерывным ростом бюджетного дефицита и государственного долга.

Большой удельный вес в долге краткосрочных обязательств усиливает зависимость правительственной фискальной политики от частного рынка ссудного капитала. С одной стороны, сумма и сроки займов, уровень процента и способ их размещения определяются конъюнктурой на рынке капитала, с другой правительство вынуждено часто прибегать к рефинансированию своей краткосрочной задолженности. В последнее время более четко проявляется тенденция к расширению периодов быстрого роста государственного долга и сокращению периодов его погашения, а погашение государственной задолженности становится как менее регулярным, так и все менее значительным по своим размерам.

Например, в США в послевоенные годы произошли качественные изменения в государственном долге. С целью привлечения средств различных промышленных, кредитно-финансовыых учреждений и индивидуальных лиц используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные, специальные выпуски.

Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 всего долга и которые свободно продаются и покупаются, представлены казначейскими векселями, нотами и бонами.

Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены к оплате в любой момент по желанию вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпуска нерыночных бумаг состоит в широком привлечении денежных сбережений населения.

В странах Западной Европы и Японии степень развитости и дифференциации государственных бумаг несколько ниже, чем в США, Канаде и Англии. Так, во
Франции, хотя и господствуют на рынке ценных бумаг государственные облигации над частными акциями и облигациями, однако степень их выбора при покупке довольно ограничена. В основном на рынке котируются и продаются государственные облигации двух видов: казначейские боны и векселя.

Таким образом, каждая страна имеет свою специфику структуры государственного долга, базирующуюся на гособлигациях различных видов.

В целях дальнейшей мобилизации денежных средств населения для финансирования и рефинансирования государственного долга правительства промышленно развитых стран неоднократно прибегали к выпуску «специальных займов», размещаемых в государственных страховых и пенсионных фондах. Эти бумаги нельзя передать другим лицам и организациям, но можно предъявить к оплате по истечении одного года с момента их выпуска. Таким образом, найдено еще одно средство для принудительного изъятия сбережений населения и финансирования с их помощью государственных расходов разного рода, включая и непроизводительные.

Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало резкое сокращение долгосрочных и увеличение краткосрочных обязательств. Это послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях экономических трудностей, особенно инфляции, частный сектор весьма неохотно шел на приобретение долгосрочных государственных бумаг. Кредитно-финансовые институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее возвратить свои денежные фонды, предоставленные государству. В связи с тем, что государственный долг носил в основном краткосрочный характер, правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно размещать новые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти мероприятия говорят о дальнейшем обострении проблемы долга на уровне правительства и затруднениях в системе государственных финансов.

Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетельствуют об усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей экономической политике все больше делают ставку на финансирование долгосрочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая объясняется объективными условиями, существующими в стране.

Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании быстрее удается добыть необходимые денежные средства. Во-вторых, в условиях падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и населения спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на краткосрочные.

Проблема государственного долга обострилась также в результате потери интереса к правительственным ценным бумагам со стороны частных кредитно- финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями государственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приобретений государственных бумаг этими учреждениями, например в США, приходится на период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнктуры.
Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и динамика производства определялись в основном военными заказами правительства. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно- финансовых институтов в государственные бумаги для покрытия разбухших правительственных расходов военного времени.

В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно- финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с
50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно- финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится к покупке в основном краткосрочных облигаций, представляющих собой своего рода «ликвидный резерв».

Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в. только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные банки создавали условия для размещения ценных бумаг путем изменения норм резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков.
Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и
13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%., государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами.
Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы денежного капитала, которые могли быть использованы для ускорения темпов экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое беспокойство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями правительственных займов выражают мелкие кредитные учреждения (ссудно- сберегательные ассоциации, кредитные союзы и пр.), так как возросшая эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются налоговыми поступлениями и порождают огромные дефициты, нависшие над рынком капитала.

В этой связи следует подчеркнуть еще одну важную особенность взаимоотношения государства с рынком ссудного капитала: государство не только берет взаймы, но и само предоставляет кредиты и займы. Однако соотношение между спросом и предложением государства на ссудный капитал всегда в большей части оказывалось в пользу спроса, т.е. изъятия денежных фондов с рынка капитала существенно превышают их предоставление государством.

Постоянное увеличение государственных расходов заставляет правительство повышать спрос на ссудный капитал, чтобы поддержать темпы экономического роста. Что приводит к двум негативным последствиям — изъятию большой массы денежного капитала на непроизводственные цели и увеличению налогового бремени населения. Таким образом, частный сектор в лице торгово- промышленных корпораций вынужден сократить свой спрос на рынке ссудных капиталов. Что касается второго последствия, то государственные долги опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться годовые проценты и другие платежи, и поэтому современная налоговая система стала необходимым дополнением системы государственных займов, повышение государственного долга генерирует рост налогового бремени.

Роль и значение гособлигаций в финансировании государства

Функциональные аспекты рынка государственных ценных бумаг развитых стран включают следующие составные части (основные функциональные составляющие):

- мобилизацию временно свободных денежных средств коммерческих банков, организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения. Сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов способствует главным образом снижению дефицита бюджета;

- использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений, в частности центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение;

- обеспечение ликвидности балансов кредитив-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственных ценных бумагах.

Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, отражающая зарубежный опыт, охватывает:

- инвестирование государственных целевых программ развития экономики;

- обеспечение ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно- финансовых институтов;

- покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;

- погашение задолженностей по государственным займам.

В настоящее время в развитых странах государственные ценные бумаги являются главными источниками формирования и реализации внутренней государственной задолженности. Эмиссии государственных ценных бумаг в неоплаченные внутренние задолженности колеблются в разных странах от 20 до
90%, например в Германии эти значения достигают 40%, в США — 70%,
Великобритании — 90%.

Денежный капитал и фиктивный капитал

Ссудный капитал представляет собой специфический тонер, который обращается на рынке ссудных капиталов, так как является носителем потребительной стоимости, различающейся по видам, срокам, размерам, доходности кредита и ценных бумаг, что в конечном счете определяется спросом и предложением.

Анализ денежного и ссудного капиталов позволяет определить сущность, роль и функции рынка ссудных капиталов. В процессе своего развития, рынок ссудных капиталов претерпевает определенные изменения, важные с точки зрения анализа и рынка ссудного капитала, и всего современного механизма накопления капитала.

Как и ссудный капитал, рынок ссудных капиталов — это историческая категория, которая появилась и развилась в условиях товарно-денежных отношений, превратилась в особую сферу экономических отношений хозяйства, причем с развитием это понятие усложняется и расширяется.

Увеличение масштабов накопления денежного капитала при капитализме обусловило развитие рынка ссудных капиталов, который представляет собой сферу движения ссудного капитала, осуществляемого под влиянием предложения и спроса на него. Формирование рынка ссудных капиталов способствовало появлению таких его форм, которые отражают наиболее общие и существенные свойства движения ссудного капитала, его накопление в виде денежного капитала и превращение непосредственно в ссудный капитал.

Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства, направляется в виде ссудного капитала на рынок, а затем вновь возвращается к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).

Сущность рынка ссудного капитала абсолютно не меняется от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой, аккумулированный, т.е. она не зависит от того, осуществляет ли банкир свое дело только посредством собственного капитала или же при помощи капитала, аккумулированного в его руках.

Рынок ссудных капиталов играет чрезвычайно большую роль в современном экономическом механизме, особенно в промышленно развитых странах Запада. Он способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации научно-технического прогресса, обновлению основного капитала. В этом смысле рынок опосредует различные фазы производства, является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она получает дополнительные денежные ресурсы для своего развития.

Прежде всего экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединять мелкие разрозненные денежные средства. Как правило, мелкие суммы сами по себе не могут действовать как денежный капитал. Объединенные же в крупные суммы, они образуют мощный денежный потенциал. Это позволяет рынку играть большую роль в процессах концентрации и централизации производства и капитала. Он предоставляет возможность для промышленников, торговцев и предпринимателей распоряжаться при посредстве банкиров и их учреждений всеми денежными сбережениями всего общества.

Основная роль рынка ссудных капиталов в экономике - объединение разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений населения через кредитную систему и рынок ценных бумаг.

Особенности накопления капитала в форме ценных бумаг

Рассматривая особенности накопления денежного капитала на современном этапе, в первую очередь необходимо остановиться на формах аккумуляции и выявить ряд тенденций, которые наметились в этой сфере. Структура рынка ссудных капиталов складывается в основном из двух элементов: кредитно- финансовых институтов и рынка ценных бумаг, который в свою очередь делится на внебиржевой оборот и фондовую биржу.

Кредитно-финансовые институты осуществляют операции с капита… Продолжение »

Пример A

Дальше>>>

Пример A

<<<Назад

Пример A

<<<НА ГЛАВНУЮ>>>

Яндекс.Метрика