Несмотря на то что цель данного раздела очевидна, необходимо еще раз отметить, что способность понимания рисков и разработки соответствующего плана действий является решающей для оценки качества менеджмента. Этот раздел — важный индикатор способности менеджмента эффективно реагировать на ситуации, которые вызывают опасность для достижения целей предприятия.
13. Финансовый план.
Финансовый план, равно как и маркетинговый, производственный и организационный, представляет собой важную часть бизнес-плана. Он определяет потенциальные инвестиции, которые необходимы для бизнеса, и показывает, является ли бизнес-план экономически выполнимым. Эта информация определяет размер требуемой инвестиции и обеспечивает основу для инвестора в отношении определения будущего значения инвестиции. Поэтому перед подготовкой бизнес-плана менеджер должен иметь полную оценку прибыльности предприятия. Эта оценка прежде всего показывает потенциальным инвесторам, будет ли бизнес прибыльным, сколько денег необходимо, чтобы запустить бизнес и встретить краткосрочные потребности в деньгах, как эти деньги могут быть получены (т. е. акции, займы и т. п.).
Для оценки выполнимости бизнес-планов существует три области финансовой информации: а) ожидаемые значения объемов продаж и расходов в течение по крайней мере трех ближайших лет; б) денежные потоки в течение ближайших трех лет; в) текущие значения компонентов баланса и прогнозные балансы на время инвестиционного проекта. Финансовые отчеты и прогнозы представляют собой краткое описание (в денежных единицах) истории и будущих планов организации. Поскольку это так, оба вида финансовых документов должны быть сопряжены с повествовательным описанием бизнеса, его планов и допущений, на которых эти планы базируются. Финансовые документы должны сопровождаться соответствующими документами и объяснениями.
1. В бизнес-плане должны быть приведены прогнозируемые объемы продаж и соответствующие расходы в течение, по крайней мере, 35 лет с помесячным прогнозом в течение первого года. Сюда должны быть включены прогнозируемые объемы продаж, стоимость проданных товаров, а также общие и административные расходы. Затем с помощью оценки налогов может быть спрогнозирована чистая прибыль после налогообложения. Определение ожидаемых значений объемов продаж и величин расходов для каждого из первых 12 месяцев и каждого последующего года базируется на маркетинговой информации, рассмотренной ранее.
2. Должны быть приведены значения денежных потоков в течение времени проекта с помесячным прогнозом в течение первого года. Оценки денежных потоков показывают способность бизнеса обеспечить расходы в подходящие времена года. Прогноз денежных потоков должен определить начальное значение денежных средств на балансе, ожидаемые счета дебиторов и другие приходы, а также все выплаты для каждого месяца в течение всего года. Поскольку счета должны оплачиваться в разное время года, важно определить помесячные потребности денег на протяжении первого года. Так как продажи могут быть нерегулярными и получение денег от клиентов может быть также рассредоточено во времени, становится необходимым краткосрочный заем для погашения постоянных расходов, таких, как зарплата и коммунальные услуги.
3. Прогнозируемые балансы показывают финансовое состояние бизнеса в определенный период, устанавливают средства бизнеса, его обязательства, инвестиции владельцев и некоторых партнеров, а также остаточную прибыль (или накопленные потери). Потенциальному инвестору должны быть продемонстрированы допущения, на основе которых составлены балансы и другие части финансового плана.
Настоящий раздел должен включать в себя следующие финансовые отчеты и проекты:
· Отчеты о прибыли за последние 35 лет.
· Балансы предприятия за последние З5 лет.
· Отчеты об изменениях финансового положения предприятия за последние 35 лет.
· Ведомости о прибыли (по месяцам или кварталам) на время инвестиционного проекта .
· Ведомости о потоке денежных средств (по месяцам или 1 кварталам) на время инвестиционного проекта.
· Прогнозируемые балансы на последующие 35 лет.
· Анализ безубыточности.
· Прошлые и прогнозируемые финансовые коэффициенты в сравнении с имеющими место в данной отрасли промышленности.
·Документы, подтверждающие числа в прогнозируемых финансовых ведомостях.
· Допущения для всех прогнозируемых ведомостей.
· Принципы учета, используемые в финансовом плане.
· Объяснения по поводу необычных особенностей в документах.
· Мнения аудиторов.
Существенно наличие специального раздела, в котором приводятся структура и поиск финансовых ресурсов для выполнения проекта. Конкретно должны быть включены следующие материалы:
· Общее количество необходимых фондов.
· Финансовый запрос инвестору или финансовым институтам о том, кто получит бизнес-план (объем, срок, обеспечение).
· График возврата долга.
· Пути использования фондов.
· Текущая структура капитализации.
Расчет основных показателей эффективности привлеченных финансовых ресурсов.
14. Приложение. ( Сопровождающие документы ).
Приложение обычно содержит материалы, которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Только те документы, которые представляют непосредственный интерес для потенциального инвестора, должны быть приведены полностью. В части остальных можно ограничиться краткими заметками. Ссылки на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане.
Письма от клиентов, дистрибьюторов или подрядчиков — вот примеры информации, которая должна быть включена в приложение. В приложение, кроме того, должны входить вторичные и исследовательские данные, использованные для поддержки бизнес-плана, могут входить заключения об аренде, контракты и другие типы соглашений, а также листы с ценами поставщиков и конкурентов.
В приложение рекомендуется поместить следующие документы:
· Данные по анализу рынка.
· Спецификации продукта, фотографии.
· Копии рекламных проспектов.
· Карту организации.
· Резюме владельцев и менеджеров.
· Регистрации налогов компании и ее владельцев.
· Договора аренды.
· Контракты.
· Письма поддержки от главных клиентов, поставщиков и банков.
· Рекомендательные письма.
· Кредитные отчеты.