Денежный поток

Банковская система 

Мобилизацию всех денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система, которая включает в настоящее время три основных группы кредитно финансовых институтов: центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые учреждение. 2.1.Центральный банк и его функции. Центральный банк как орган регулирования экономики кредитно-денежными методам. Центральные банки подчинены представительным законодательным органам власти (в России – Государственной Думе). Их взаимодействие определено законодательными актами, в соответствии с которыми центральные банки являются автономными, независимыми учреждениями. И решение только нескольких наиболее важных вопросов может осуществляться на основе постановлений законодательных органов, которые в дальнейшем являются руководством к действию для банков. Если говорить о России, то в систему управления Центрального банка входят более 80 национальных банков и главных управлений центральный банк, которые не обладают автономией. Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую. К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики. С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Она включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедура допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними. Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи. Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является центральный банк, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. центральный банк обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения центральный банк и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают “узкую” и “широкую” денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и , соответственно, финансированием госбюджета. Центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Краткая характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики:1 Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка центральный банк, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в центральный банк. Операции на открытом рынке - операции центральный банк по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран. Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов. Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др. Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в центральный банк. Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок. Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы. Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов. Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством. Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики. Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов; операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок. Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единиц по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели. Ориентация на внутрен- Регулирование темпов ние показатели роста денежной массы Ориентир на внешние Регулирование валютного показатели курса национальной денеж- ной единицы Стратегия центрального банка Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка. Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Политика открытого рынка. Политика открытого рынка представляет собой операции по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Депозитная политика. Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве, Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование. 2.2. Коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Вторым уровнем денежно-кредитного хозяйства являются коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения. Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли. Коммерческий банк, как и любой другой банк, выполняет: аккумуляцию (привлечение) средств в депозиты; их размещение (инвестиционная функция); расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность, является экономическая самостоятельность коммерческих банков. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя. Третий принцип заключается в рыночном характере взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности. Четвертый принцип работы коммерческого банка состоит в регулировании его деятельности косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может отдавать им приказов. В составе коммерческих банков можно выделить следующие группы: созданные на базе функционировавших специализированных банков; «отраслевые банки», сформированные для обслуживания, в основном, отраслевой клиентуры; условно называемые «новые» банки, организованные по инициативе различных учредителей. Основными функциями коммерческих банков являются:2 1) привлечение временно свободных денежных средств; 2) предоставление ссуд; 3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; 4) выпуск кредитных средств обращения; 5) консультирование и предоставление экономической и финансовой информации. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков. При создании коммерческого банка ему выдается лицензия на совершение банковских операций в валюте Российской Федерации. Коммерческий считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в Центральном банке России. НЕ позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители представляют в Главное управление Центрального банка России по месту своего нахождения все документы, необходимые для регистрации банка. В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории Российской Федерации банков с участием иностранных инвестиций. Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на совершение банковских операций. Среди коммерческих банков необходимо выделить специализированные, деятельность которых относительно узкопрофильный характер. К таким банкам относятся инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и другие. Инвестиционные банки – специальные кредитные институты, мобилизующие долгосрочный ссудный капитал и представляющие его заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска и размещения облигаций и других видов заемных обязательств. Инвестиционные компании аккумулируют денежные ресурсы частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг и помещают их в акции и облигации предприятий как в стране, так и за рубежом. Сберегательные учреждения (сберегательные банки и кассы) – кредитные учреждения, основная функция которых состоит в привлечении сбережений и временно свободных денежных средств населения. Ипотечные банки – кредитные учреждения, специализирующиеся на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества – земли и строений. Финансовые компании, которые в отличие от фирм, предоставляющих потребительские кредиты для приобретения товаров длительного пользования в рассрочку, не прямо выдают кредит покупателям, а покупают их обязательства у предприятий, розничных торговцев и дилеров со скидкой. Пенсионные фонды создаются частными и государственными корпорациями и фирмами для выплаты пенсий и пособий рабочим и служащим. Внешнеторговые банки призваны осуществлять кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов. 2.3. Тенденции развития банковской системы. В 2002г. текущее состояние банковского сектора характеризовалось сохраняющейся тенденцией его развития темпами, опережающими рост экономики в целом. При этом темпы прироста капитала банков в реальном исчислении были выше темпов прироста ВВП в 2,6 раза, темпы прироста банковских активов – в 4 раза, кредитов нефинансовому сектору – в 5 раз, депозитов населения – в 9 раз. В результате на 1 января 2003г. соотношение активов банковского сектора и ВВП составляло 38,2% против 34,9% на 1 января 2002г., соответственно кредитов отечественным нефинансовым предприятиям и организациям – 14,6% против 13,0%, средств, привлеченных от предприятий, организаций и физических лиц, - 19,5% против 17,5%. Эти результаты свидетельствуют о дальнейшем укреплении функциональной роли банковского сектора как финансового посредника.3 Банковский сектор развивался в достаточно благоприятной макроэкономической среде. За 2002г. его активы выросли на 31,2%. В реальном исчислении активы банковского сектора за 2002г. возросли на 17,8%, в 1,25 раза превысив предкризисный уровень. Собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций возросли на 28,1%, а в реальном исчислении – на 11%. За 2002г. соотношение капитала банковского сектора и ВВП увеличилось с 5,0 до 5,4%, а капитала и активов оставалось на уровне 14%. В 2002г. на фоне общего роста капитализации банковского сектора сохранялся достигнутый уровень концентрации капитала в крупных банках. Количество кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн. евро увеличилось с 401 до 423 (на 5,5%), а совокупный капитал этой группы вырос почти на 25%. Постепенно набирает силу процесс «удлинения» ресурсной базы кредитных организаций: обязательства банков со сроками погашения свыше 1 года на 1 января 2003г. составляли 14,5% общей величины обязательств (на 1 января 2002г. – около 9%). Основным фактором, обеспечивающим этот процесс, служит рост депозитов физических лиц, привлеченных на срок свыше 1 года: удельный вес данных депозитов в их общей сумме увеличился с 24,4% на начало 2002г. до 35,5% на 1 января 2002г. В 2002г. продолжался рост кредитных вложений банков, главным образом в нефинансовый сектор экономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, за 2002г. возросли на 35% и составили 1654,0 млрд. руб., причем почти 2/3 этой суммы приходилось на кредиты, выданные отечественным предприятиям и организациям в рублях. Удельный вес кредитов реальному сектору экономики в активах действующих кредитных организаций достиг почти 40%. Высокими темпами развивается кредитование населения. Объем предоставленных за 2002г. потребительских кредитов возрос более чем в 1,5 раза – с 93,3 до 141,2 млрд. рублей.4 Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс, потребности экономики в банковских услугах пока удовлетворяются не в полной мере. Это обусловлено как недостатками в деятельности самих банков (качество систем управления и внутреннего контроля, капитала, учета и отчетности), так и внешними условиями развития банковского сектора, прежде всего сохраняющимся высоким уровнем рисков банковской деятельности, недостатками ее правового обеспечения. 2.4 Основные недостатки банковской системы России. Пути оздоровления банковской системы. Российская банковская система по международным стандартам пока не сопоставима с аналогичными системами развитых стран. Прежде всего, отечественные кредитные организации значительно уступают зарубежным по размерам капитала и величине аккумулированных активов. Совокупный собственный капитал 200 самых крупных российских банков меньше капитала любого из первой двадцатки крупнейших банков мира. А по совокупным активам всю российскую банковскую систему (исключая Сбербанк) можно приравнять к 30-му банку США (в порядке уменьшения их активов). Конец XX - начало XXI века является достаточно сложным периодом для всех секторов экономики России, в том числе и для банковского. На состоянии банков, их ресурсной базе, направлении средств и на устойчивости всей банковской системы сказывались длительный спад и стагнация в экономике, а также мировой финансовый кризис. Можно сказать, что банковская система России постоянно находилась в полустихийном процессе реструктуризации. Банковский кризис высветил главные недостатки банковской системы: крайне незначительный размер собственного капитала в большинстве российских банков и его плохое качество; высокая централизация банковского капитала при недостаточной его (в среднем) концентрации и неразвитость региональной банковской системы; несбалансированная структура активов и низкая эффективность управления ими, а также низкое качество пассивов. По состоянию на 1 июля 2000 г. в России действовало 1331 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. При этом банковская система России в основном представлена мелкими и средними банками с уставным фондом до 5 млн. евро (их доля – около 85%). Однако концентрация банковских ресурсов продолжается – доля 10 крупнейших банков в совокупном капитале банковской системы России составляет около 40% (аналогичный показатель для Польши равен почти 50%, Венгрии – 52%). Вместе с тем мощь российских банков неадекватна мощи ведущих промышленных гигантов вроде РАО «Газпром». Из-за этого банки пока не в состоянии стать движущей силой экономических преобразований в России. Общий объем кредитов, предоставляемых банками реальному сектору, составляет 9-10% ВВП, в то время как в ряде восточно-европейских стран он достигает 90%, а в индустриально развитых странах доходит до 115%. Если до августовского кризиса 1998 г. российские банки вкладывали большую часть средств в ГКО, то в настоящее время их размещают на счетах банка России. Рост общей суммы выданных банками кредитов в 2 раза ниже темпов инфляции. Банковские активы концентрируются внутри самой системы или размещаются за границей. Превышение операционных расходов над доходами составляет около 1,5%, в то время как в странах с эффективной банковской системой операционная маржа положительна: в Великобритании – 1,1%, США – 1,9%, Польше – 2,7%, Турции – 3,5%. 5 Негативной чертой банковской системы России стали большие внешние заимствования. До 1999 года этот показатель доходил до 2/3 в общем объеме привлеченных средств, в то время как в восточно-европейских и латиноамериканских странах он в среднем не превышал 1/3. Как следствие, в консолидированном балансе банков России пассивы в иностранной валюте значительно превышали активы: отрицательное сальдо достигало почти 5 млрд. долл. США. По показателю эффективности Банк России стоит на 48 месте, Федеральная резервная система США – на пятом месте. В то же время банк России держит первое место в мире по численности сотрудников на 100 тыс. населения (92 человека), далее идет Франция (53 человека), США – во втором десятке (данные Университета Джона Хопкинса, Балтимор). 6 Без кардинальных изменений банковская система Российской Федерации может стать фактором, реально препятствующим реализации экономической программы нового правительства. Российские банки, понесшие огромные (2-3%ВВП) потери в результате кризиса 1998 г., по-прежнему не способны стать надежной опорой в возрождении российской экономики и государственности. В то же время без их активной роли достижение названных целей является крайне трудным.7 В настоящее время наиболее острые и очевидные проявления кризиса преодолены, банковская система находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план выдвигаются проблемы реструктуризации и рекапитализации банковской системы. Однако без помощи государства самостоятельное приспособление банков к сложившимся макроэкономическим условиям при недостаточных внутренних ресурсах затянется на долгие годы. По самым оптимистическим прогнозам при перераспределении в пользу банков 0,25-0,5% ВВП в год и при снижении в иммобилизованные активы и затрат на текущее потребление, для восстановления капитала российской банковской системы из заработной прибыли понадобилось бы не менее 5 лет, что едва ли соотвествует национальным интересам. В соответствии с мировой практикой для поддержания работоспособной банковской системы необходим капитал в 5-6% ВВП (или свыше 50% денежной базы), что соответствует величине капитала российских банков в докризисный период. Принимая потери банковской системы равными 2,5% ВВП, можно подсчитать, что для восстановления капитала российской банковской системы за счет собственных усилий (из заработной прибыли) может понадобиться 5-8 лет. В этих условиях Правительство Российской Федерации просто не может не взять в свои руки инициативу по реструктуризации и рекапитализации банковской системы. Государство призвано сыграть одну из ключевых ролей в этом процессе. Его участие должно базироваться на поиске компромисса между потребностями и приоритетами развития банковского сектора и возможностями федерального бюджета.8

инвестиционные фонды это >>> http://zaway2011.narod2.ru/fondovaya_birzha/investitsionnie_fondi/

Пример A

Дальше>>>

Пример A

<<<Назад<<<

Пример A

<<<НА ГЛАВНУЮ>>>

Яндекс.Метрика
Создать бесплатный сайт с uCoz